29 декабря 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с ним дошкольное образование является первым уровнем общего образования граждан Российской Федерации.
об уровне образования – дошкольное;
о формах обучения – очная;
о нормативном сроке обучения — 5 лет;
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации – русском.
общая численность детей -80
Образовательная деятельность по дополнительным образовательным (общеразвивающим) программам не осуществляется.
Программа является адаптированной | нет |
Государственная аккредитация | нет |
Языки, на которых осуществляется обучение | русский |
Нормативный срок обучения | 5 лет |
Форма обучения | очная |
Общая численность обучающихся | 85 |
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) | |
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) | |
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) | |
Численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг) (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) | 0 |
Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами | 0 |
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
Образовательная Программа обеспечивает целостное развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому; достижение воспитанниками готовности к школе.
Программа охватывает возрастные периоды физического и психического развития детей: ранний возраст (от 1,5 до 3 лет: группа раннего возраста); дошкольный возраст (от 3 до школы: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы).
В МБОУ «Кадетская СОШ №2 им. М.С. Батракова» структурное подразделение Детский сад «Щелкунчик» (далее Учреждение) функционируют 4группы.
Группы комплектуются по возрастному принципу:
для детей от 1.5 до 3 лет (группа раннего возраста);
· для детей от 3 до 4 лет (младшая группа);
· для детей от 4 до 5 лет (средняя группа);
· для детей от 5 до 6 лет (старшая группа);
· для детей от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа).
Реализацию Программы обеспечивают руководящие и педагогические работники: заведующий -1, старший воспитатель -1, музыкальный руководитель -1, воспитатели -7.
Срок реализации Программы - на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду (до прекращения образовательных отношений).
Образовательная деятельность в Учреждении осуществляется на государственном языке Российской Федерации – русском.
В соответствии с ФГОС ДО реализации Программы направлена на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Целью Программы в соответствии с ФОП ДО является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Программа направлена на решение следующих задач (в соответствии с ФГОС ДО):
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6. формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7. обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности.
Цель Программы в соответствии с ФОП ДО достигается через решение следующих задач:
1. Обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
2. приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России); создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
3. построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
4. создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
5. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
6. обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
7. достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Используемые Программы
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
В основу части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, вошли:
- Программа «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста на традициях и ценностях культуры русских переселенцев Алтайского края» (пособие продукт инновационной деятельности Учреждения, представляет собой систему работы с детьми от 3 до 7 лет);
- Парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет». Авт. Л. Л. Тимофеева — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. — 160
Все части Программы являются взаимодополняющими и целесообразными с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Цели и задачи реализации Программы. Часть Программы, формируемая
участниками образовательных отношений.
Программа «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста на традициях и ценностях культуры русских переселенцев Алтайского края»
Цель: обеспечить условия для становления у дошкольников основ национального самосознания, раскрытия их творческого, интеллектуального потенциала через открытие и освоение ценностей традиционной культуры Алтая.
Задачи:
1.Пробуждать устойчивый интерес к познанию родного края, перерастающий в потребность бережного отношения к его историческому и культурному наследию в условиях ретроспективной среды традиционной культуры Алтая.
2.Способствовать активному освоению ребенком культуры родного народа посредством создания комплекса условий, определяющих пространство его взаимодействия с миром на основе учета возрастных особенностей, развивающихся личностных ценностей, свободы выбора сферы интересов.
3.Побуждать ребенка к проявлению инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
4.Способствовать становлению у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к семье, дому, родному краю средствами музейной педагогики, развитию
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (интерактивными методами: средствами ТРИЗ технологии, метода замещающего онтогенеза и др.).
Парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет». Л. Л. Тимофеева
Цель: формирование у дошкольников основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных форм личностной активности детей, их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, на природе, на улице и т.
д.), неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.
Задачи:
- обеспечение овладения ребенком основными культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности, формирование умений, навыков, компетенций, необходимых для определения тактики безопасного поведения в различных ситуациях, развитие способности выбирать себе род занятий с учетом соблюдения норм безопасного поведения;
- формирование представлений о своем статусе, правах и обязанностях, семейных взаимоотношениях, некоторых источниках опасности, видах опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде;
- развитие мотивации к безопасной деятельности, способности осуществлять саморегуляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих, соответствия требованиям со стороны взрослых, первичным ценностным представлениям, элементарным общепринятым нормам;
- развитие воображения, прогностических способностей, формирование умения предвидеть возникновение потенциально опасных ситуаций, их возможные последствия, различать игровую (виртуальную) и реальную ситуации;
- развитие коммуникативных способностей, помощь в овладении конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, навыками выбора тактики и стиля общения в зависимости от ситуации;
- формирование умения применять освоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы решения задач (проблем) в соответствии с особенностями ситуации (выявлять источник опасности, определять категорию опасной ситуации, выбирать программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения);
- формирование основных физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций;
- формирование начала психологической готовности к осуществлению безопасной жизнедеятельности;
- формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности.
Учебный план структурного подразделение Детский сад «Щелкунчик» МБОУ «Кадетская СОШ № 2 им. М.С. Батракова» является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) с учетом его специфики, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения.
В план включаются следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования воспитанников (далее – образовательные области):
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Учебный план позволяет использовать принципы дифференциации и вариативности, а также обеспечивает своевременное познавательное, социальное и личностное развитие ребенка на каждом возрастном этапе его жизни.
Учебный план является нормативным актом Учреждения, устанавливающим регламент непосредственно образовательной деятельности (занятий) и объема учебного времени
Учебный план Учреждения носит открытый и динамичный характер. В целях более гибкого подхода к организации образовательного процесса педагогический коллектив имеет право, исходя из специфики работы, выбирать и варьировать перечень занятий в сторону расширения или сокращения в переделах учебной нагрузки, определяемой СанПиН.
Согласно Учебному плану учебный год начинается с 01 сентября 2023 года.
В Учреждении в 2023-2024 учебном году функционирует:
Возрастные группы |
Возраст детей |
Группа раннего возраста №1 |
1,5-3 лет |
Младшая / средняя группа №3 |
3-5 лет |
Старшая группа №4 |
5-6 лет |
Подготовительная к школе группа №2 |
6-7 лет |
Основной формой организации обучения в Учреждении является занятия.
Занятие организуется и проводится педагогами в соответствии с программой дошкольного образования Учреждения. Занятие проводится с детьми всех возрастных групп.
В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.
Календарный учебный график является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в 2023-2024 учебном году в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Кадетская СОШ №2 им. М.С. Батракова» структурное подразделение Детский сад «Щелкунчик» (далее – Учреждение).
Годовой календарный учебный график разработан в соответствии с:
• Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Приказом Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 № 71847);
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20»; «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СП 2.4.3648-20)
• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм 1.2.3685-21». «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(далее - СанПиН 1.2.3685-21);
• Уставом Учреждения.
Календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Календарный учебный график обсуждается и принимается Педагогическим советом в августе. Все изменения, вносимые Учреждением в календарный учебный график, утверждаются приказом заведующего Учреждением и доводятся до всех участников образовательного процесса. Дошкольное учреждение в установленном законодательством РФ порядке несет ответственность за реализацию не в полном объеме программы дошкольного в соответствии с календарным учебным графиком.
Содержание календарного учебного графика включает в себя следующие сведения:
Режим работы Учреждения, рабочая неделя состоит из 5 дней, суббота и воскресение – выходные дни. Согласно статье 112 Трудового Кодекса Российской Федерации, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 10.08.2023 № 1314 «О переносе выходных дней в 2024 году» в годовом календарном учебном графике учтены нерабочие (выходные и праздничные) дни.
Продолжительность учебного года составляет 37 недель (1 и 2 полугодия) без учета каникулярного времени.
Проведение педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования предусматривает организацию первичной и итоговой педагогической диагностики. Обследование проводится в режиме работы Учреждения, без специально отведенного для него времени,
посредством бесед, наблюдений, индивидуальной работы с детьми.
Праздники и выставки для воспитанников в течение учебного года планируются в соответствии с Годовым планом работы Учреждения на учебный год.
Организация каникулярного отдыха в детском саду (середина учебного года, летний период) имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении. Для эффективного физиологического и психологического развития детей планирование каникулярного отдыха тщательно продумывается.