Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
Образовательная Программа обеспечивает целостное развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому; достижение воспитанниками готовности к школе.
Программа охватывает возрастные периоды физического и психического развития детей: ранний возраст (от 1,5 до 3 лет: группа раннего возраста); дошкольный возраст (от 3 до школы: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы).
В МБОУ «Кадетская СОШ №2 им. М.С. Батракова» структурное подразделение Детский сад «Щелкунчик» (далее Учреждение) функционируют 4группы.
Группы комплектуются по возрастному принципу:
для детей от 1.5 до 3 лет (группа раннего возраста);
· для детей от 3 до 4 лет (младшая группа);
· для детей от 4 до 5 лет (средняя группа);
· для детей от 5 до 6 лет (старшая группа);
· для детей от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа).
Реализацию Программы обеспечивают руководящие и педагогические работники: заведующий -1, старший воспитатель -1, музыкальный руководитель -1, воспитатели -7.
Срок реализации Программы - на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду (до прекращения образовательных отношений).
Образовательная деятельность в Учреждении осуществляется на государственном языке Российской Федерации – русском.
В соответствии с ФГОС ДО реализации Программы направлена на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Целью Программы в соответствии с ФОП ДО является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Программа направлена на решение следующих задач (в соответствии с ФГОС ДО):
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6. формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7. обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности.
Цель Программы в соответствии с ФОП ДО достигается через решение следующих задач:
1. Обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
2. приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России); создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
3. построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
4. создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
5. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
6. обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
7. достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Используемые Программы
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
В основу части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, вошли:
- Программа «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста на традициях и ценностях культуры русских переселенцев Алтайского края» (пособие продукт инновационной деятельности Учреждения, представляет собой систему работы с детьми от 3 до 7 лет);
- Парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет». Авт. Л. Л. Тимофеева — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. — 160
Все части Программы являются взаимодополняющими и целесообразными с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Цели и задачи реализации Программы. Часть Программы, формируемая
участниками образовательных отношений.
Программа «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста на традициях и ценностях культуры русских переселенцев Алтайского края»
Цель: обеспечить условия для становления у дошкольников основ национального самосознания, раскрытия их творческого, интеллектуального потенциала через открытие и освоение ценностей традиционной культуры Алтая.
Задачи:
1.Пробуждать устойчивый интерес к познанию родного края, перерастающий в потребность бережного отношения к его историческому и культурному наследию в условиях ретроспективной среды традиционной культуры Алтая.
2.Способствовать активному освоению ребенком культуры родного народа посредством создания комплекса условий, определяющих пространство его взаимодействия с миром на основе учета возрастных особенностей, развивающихся личностных ценностей, свободы выбора сферы интересов.
3.Побуждать ребенка к проявлению инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
4.Способствовать становлению у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к семье, дому, родному краю средствами музейной педагогики, развитию
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (интерактивными методами: средствами ТРИЗ технологии, метода замещающего онтогенеза и др.).
Парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет». Л. Л. Тимофеева
Цель: формирование у дошкольников основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных форм личностной активности детей, их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, на природе, на улице и т.
д.), неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.
Задачи:
- обеспечение овладения ребенком основными культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности, формирование умений, навыков, компетенций, необходимых для определения тактики безопасного поведения в различных ситуациях, развитие способности выбирать себе род занятий с учетом соблюдения норм безопасного поведения;
- формирование представлений о своем статусе, правах и обязанностях, семейных взаимоотношениях, некоторых источниках опасности, видах опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде;
- развитие мотивации к безопасной деятельности, способности осуществлять саморегуляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих, соответствия требованиям со стороны взрослых, первичным ценностным представлениям, элементарным общепринятым нормам;
- развитие воображения, прогностических способностей, формирование умения предвидеть возникновение потенциально опасных ситуаций, их возможные последствия, различать игровую (виртуальную) и реальную ситуации;
- развитие коммуникативных способностей, помощь в овладении конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, навыками выбора тактики и стиля общения в зависимости от ситуации;
- формирование умения применять освоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы решения задач (проблем) в соответствии с особенностями ситуации (выявлять источник опасности, определять категорию опасной ситуации, выбирать программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения);
- формирование основных физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций;
- формирование начала психологической готовности к осуществлению безопасной жизнедеятельности;
- формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности.